(4725) 47 96 99

справочная служба
      Мобильная версия
Вконтакте Twitter YouTube Написать нам

Надёжные изделия для хороших машин

Один, два, три...пуск!
      На СОАТЭ перспективная тема катушек зажигания стала развиваться с середины 90-х годов прошлого столетия. События того времени таковы, что в условиях шаткого рынка предприятия испытывали стагнацию. Выжить удалось далеко не всем. Многие потерпели крах. Не обошла эта горькая участь и автомобильную отрасль. Один из основных производителей катушек зажигания на тот период, тюменский завод автокомпонентов, был утрачен. Другие – приостанавливались, сокращали объёмы производства. Но спрос на изделия, естественно, сохранялся. Работали автозаводы-гиганты, тольяттинский, нижегородский, которым нужны были комплектующие. И старооскольский АТЭ, под руководством А.М. Мамонова, сумел подхватить это направление. Не случайно завод носит имя своего директора. Он настолько вошёл в жизнь Анатолия Михайловича, что стал частью его самого, будучи и частью родной страны, за судьбу которой он боролся на государственном посту депутата. А.М. Мамонов не допустил гибели предприятия, и оно продолжает развиваться. Немного времени понадобилось коллективу СОАТЭ, чтобы работу по автомобильным катушкам вывести на мировой уровень.
         Началось всё с производства маслонаполненных катушек зажигания. Б 116.02, катушка для Горьковского автозавода (г. Нижний Новгород) – первое творение рук и умов работников СОАТЭ. За пуском в серийное производство любого изделия всегда стоит целая плеяда талантливых руководителей, инженерно-техни-
ческих специалистов, рабочих кадров. Разработку маслонаполненных катушек зажигания доверили конструктору Нине Анатольевне Маркиной. Сегодня она ведёт порядка 35 изделий – это датчики распределители, включатели-выключатели и, в том числе, семь наименований катушек. 
— Главное было оттолкнуться. — Говорит Нина Анатольевна. — На своей базе мы внедряли опыт предшественников, и всё получилось быстро. В серийное производство пошла первая катушка, а за ней не замедлили остальные. Эти изделия похожи по конструкции, но отличаются некоторыми параметрами, так как предназначены для разных систем зажигания карбюраторного типа.
      Сейчас маслонаполненные катушки СОАТЭ всё также имеют высокий спрос и обеспечивают хорошие планы загрузки для третьего производственного участка цеха № 14, где их по-прежнему выпускают наряду с другими компонентами систем зажигания и управления двигателем. Они идут на сборочные конвейеры автозаводов для ряда марок, таких как ПАЗ,  ШААЗ. Но перевес имеет спрос на них в торговой сети. 
— Обладая производственной базой, оборудованием, квалифици-рованными работниками, мы продолжаем удовлетворять потребности рынка в этих изделиях и выпускаем маслонаполненные катушки неизменно высокого качества, — рассказывает С.Е. Зуев, начальник цеха №14. — Хотя, конечно, объёмы производства сократились. С приходом компьютерных технологий во все сферы, не исключая автомобилестроение, с появлением инжекторных двигателей и блоков управления с электронной системой впрыска на первый план вышли «сухие» катушки зажигания с применением эпоксидных смол в качестве изоляции обмоток вместо трансформаторного масла.
     Серьёзное влияние на процесс замещения технологий оказала государственная программа утилизации устаревших моделей автомобилей, в результате которой много машин первых поколений с карбюраторными двигателями вышло из эксплуатации безвозвратно. Но наши «сухие» катушки стали убедительным ответом на новые запросы автопрома.
Главный ход
         Начало столетия, 2000-е годы, для СОАТЭ ознаменовалось очередным витком в катушечном производстве. На главный руководящий пост встал 
А.А. Мамонов. С подачи директора началось кардинальное преобразование производства в связи с потоком инвестиций в техническое перевооружение и развитие современных технологий, в результате чего завод колоссально усилил техническую мощь и приобрёл новый облик.
      Ключевой фигурой в продвижении разработок по «сухим» катушкам выступил заместитель главного инженера Н.Ф. Михалёв. Организация производства, планировка цеха, подбор оборудования – мимо него не проходил ни один вопрос с самого начала разработок вплоть до внедрения в производство первой «сухой» катушки СОАТЭ. Много энергии и сил он вложил в направление, которое стало для СОАТЭ стратегическим вектором в будущее.
События недалёкого прошлого вспоминает В.В. Сиротов. Во всём происходящем он принимал участие как начальник конструкторско-технологического бюро катушек зажигания и первый руководитель проекта катушек зажигания с 2001 по 2014 гг.
— Первой разработкой СОАТЭ по тематике «сухих» катушек стал модуль зажигания для продукции «АВТОВАЗа»: гибрид (электронный коммутатор внутри) и две катушки для обеспечения зажигания в четырёх цилиндрах 8-клапанного мотора. Понадобилось развивать перспективную тему «сухих» катушек для автомобилей ВАЗ, и в СОАТЭ в 2001 году создалось конструкторско-технологическое бюро. Следующий запрос был от Волжского завода, где появился новый модуль зажигания: коммутатор ушёл в блок управления, а 4-выводная катушка осталась на двигателе. Далее было изменение конструкции двигателя на «АВТОВАЗе», в результате чего мы получили задание на разработку четырёхвыводных катушек. Для КБ предоставили цех, была организована бригада по сборке. Мы смогли пройти испытания на «АВТОВАЗе» и начали работать на внутренний рынок. 
       Именно в тот период произошло ускорение развития темы «сухих» катушек. В кротчайшие сроки опытным путём мы приобрели необходимые знания, своими силами разработали детали, оснастку, приспособления для собственного производства. На заводе пошли мелкосерийные партии модулей зажигания с «сухими» катушками, а уже в 2003-м году возникла потребность в приобретении оборудования для серийного выпуска этой продукции. 
А дальше?..
       Первым из Германии было поставлено оборудование для заливки катушек компаундами. Для производства вторичных каркасов «сухих» катушек привезли намоточную линию из Италии. В 2006 году в связи с увеличением объёмов производства поступила ещё одна немецкая линия заливки, а в 2009 году была проведена модернизация, дооснащение намоточной линии. 
    Таким образом СОАТЭ собрал ресурсы, чтобы организовать производство катушек полного цикла, увеличить объёмы выпуска и начать расширение номенклатурной линейки. Так появились новые катушки 405 и 406 для автомобилей группы ГАЗ «Волга», «Газель». Впоследствии модификация 406 катушки стала устанавливаться на автомобили «Ока». Началось производство катушек 407 для ЗМЗ и 408 для мелитопольского автозавода.
Очередной шаг вперёд – 2011-2012 гг. Поставка второй линии намотки с учётом перспективной разработки катушки 2112 для 16-клапанных двигателей продукции «АВТОВАЗа». Здесь применён новый подход к установке катушек. На каждую свечу катушка ставилась напрямую, а не через высоковольтный провод. Наши специалисты смогли воплотить в своей работе новизну и сложность этого момента. 
2011 год принёс ещё одно удачное техническое решение. Глубокая модернизация катушки 2111 («ВАЗ») привела к экономии ресурсов и повысила качественные характеристики изделия. Время цикла изготовления катушек при этом сократилось практически в четыре раза.
        Весомые поставки того же года – камера плазменной очистки для лучшей адгезии пластмассовых каркасов, а также печи для предварительной сушки и полимеризации. Таким образом, мы имеем сегодня всё, чтобы производить практически любые катушки. 
Для новейших разработок по катушкам в течение последних пяти лет приобретены специа-лизированные компьютерные программы для проектирования и расчётов электрических, тепловых и других характеристик этих изделий, в том числе с применением 3D-технологий.
По словам С.М. Фадеева, заместителя главного конструктора и руководителя проекта по катушкам зажигания, уже выбраны направления взаимодействия с новыми партнёрами, касающиеся разработок и поставок «сухих» катушек СОАТЭ на комплектацию и в запчасти для большого парка зарубежных автомобилей. Подготовлены проекты. 
       Согласно долгосрочному плану по разработке и внедрению новых изделий завод готовит расширение сотрудничества с зарубежными предприятиями и в этом, пожалуй, руководство видит главную перспективу развития.
Можно ли ожидать чего-то нового в производстве катушек? Только появления других материалов, которые позволят, не снижая надёжности, уменьшить габариты и повысить технические параметры изделий. Специалисты СОАТЭ учитывают в своей работе и этот момент и к движению в данном направлении готовы.

А.А. Сударькова, С.И. Каржина, Н.Н. Казанцева.  Женщины ведут испытания деталей и приборов. Их работа - как почетная, особо ответствнная миссия. То, что базовые параметры маслонаполненных катушек СОАТЭ соответствуют всем требованиям, они подтверждают личным клеймом качества. Так, после контроля у специального стенда, на каждом изделии появляется штампик с личным клеймом, что означает "проверено тобой". В смену наши внимательные и терпеливые испытатели исследуют до 1000 катушкек зажигания семи модификаций и свою работу выполняют на отлично. 

14.04.2017 09:41
.