(4725) 47 96 99

справочная служба
      Мобильная версия
Вконтакте Twitter YouTube Написать нам

Кронштейн на Lada Vesta

Впервые коллектив цеха, и в целом весь завод, производит литьевое изделие, которое минуя дополнительный заводской монтаж, поступает на конвейер по сборке двигателей для современных автомобилей. 

А все началось осенью 2019 года, когда СОАТЭ получил от АО «АвтоВА́З» номинацию на производство кронштейнов привода вспомогательных агрегатов двигателей для автомобилей Lada Vesta и Lada X-Ray. После проработки технического задания АвтоВА́За специалистами СОАТЭ, сделано заключение, что на предприятии есть возможность изготовления данного изделия: имеется достаточный парк станков, производственные мощности, высококвалифицированный персонал. 
Для работы над проектом была сформирована команда под руководством ведущего инженера-конструктора В.И. Томилина. В проектную группу вошли представители отделов закупок и логистики, главного технолога, инженеры-технологи цеха 02. Была создана концепция технологии изготовления деталей.

– До кронштейна приводов вспомогательных агрегатов, – говорит Владимир Томилин, – мы еще не работали с АвтоВА́Зом по литью. У них действует система ANPQP, и нам потребовалось в нее погрузиться – тщательно изучить и научиться работать со значительным количеством документов, с которыми мы до этого не сталкивались. Пришлось очень много и долго согласовывать с представителями автопроизводителя чертежи, хотя проект в техническом смысле не сложный. В конечном итоге, введенные в обращение чертежи сильно отличались от тех, которые АвтоВА́З предоставлял до номинации.

Ведущий инженер-технолог Андрей Долгих, ведущий инженер-конструктор Владимир Томилин


И для СОАТЭ и для АвтоВА́За проект получился интересным, поскольку произошел переход от использования деталей, изготовленных кокильным литьем к деталям, произведенными литьем под давлением. Это потребовало от инженерных служб завода значительных усилий с тем, чтобы достичь у новых кронштейнов тех же технических параметров, как если бы они вырабатывались кокильным способом При этом производство деталей под давлением более эффективно в данном случае, чем кокильным литьем.
С.В. Варычев, инженер отдела закупок и логистики, подключился к проекту в ноябре 2019 года для подбора инструментов и оснастки. Он участвовал в согласовании технологии, формировании предложений и закупок инструментов и последующего контроля за их внедрением на заводе. Считает, что АвтоВА́З – это стратегический партнер СОАТЭ и каждое предложение автогиганта должно быть тщательно рассмотрено. Поэтому отделы маркетинга и продаж, закупок и логистики приложили максимум усилий к тому, чтобы этот проект существовал, чтобы была возможность развиваться и в последующих программах с АвтоВА́Зом. Да и, в общем, с любой крупной компанией автопрома.

– На момент предложения АвтоВА́За производить для них кронштейн, инструментов и оснастки для этого не было, – говорит Сергей Варычев. – Мы стали их закупать только после получения согласия заказчика на приобретение детали, изготовленной заводом. Я искал поставщиков инструментов и оснастки. После того, как деловой партнер подбирал их, происходила доскональная проработка вопросов расходов и цены. Из нескольких предложений выбирали наиболее оптимальные по срокам поставок, стоимости и качеству. Думаю, что любой новый проект – это как каждый раз учиться ходить и каждый раз это будет новый индивидуальный и оригинальный опыт.

Окончательно проект производства кронштейнов привода вспомогательных агрегатов на СОАТЭ был утвержден в марте 2020 года, в разгар пандемии коронавируса и противоэпидемических ограничений, введенных региональными и федеральными властями. Тем не менее, в жестких условиях локдаунов и получения специальных разрешений на перевозку грузов по стране, завод в июне начал получать необходимые для его выпуска инструменты и оборудование.

 Кронштейны: слева на Lada X-Ray, справа на Lada Vesta


 К этому моменту, осознавая стратегическую важность производства нового изделия, руководство предприятия изыскало для цеха 02 дополнительные площади за счет смежных производственных подразделений, на которых была проведена реконструкция под установку нового оборудования. А для выполнения плана по производству кронштейнов, согласованного с АвтоВА́Зом, было закуплено новое оборудование в Швейцарии, Италии, Тайване.
Для цеха приобрели: четыре литейных комплекса; плавильную печь – объем ванны расплавленного алюминия составляет три тысячи килограмм; установку для дегазации; два вертикально-фрезерных станка с программным управлением для механической обработки; дробеструйную установку. Передана из другого подразделения координатно-измерительная машина с 3D-сканером.
Центральная заводская лаборатория получила новую рентген-телевизионную установку.
Из-за пандемии коронавируса представители СОАТЭ не смогли выехать в Италию, чтобы непосредственно на предприятии – изготовителе оснастки принять ее для своего производства. Обычно при таких выездах обязательно находятся какие-либо «слабые» места, которые изготовитель устраняет непосредственно у себя и высылает уже доработанную оснастку. В этот раз, она поступила на СОАТЭ сразу, без приемки у изготовителя форм, что повлекло за собой необходимость приложения дополнительных усилий с тем, чтобы начать производство кронштейна на заводе.
– В начале периода проектной деятельности технологами цеха 02 и отделом главного технолога была выполнена техническая проработка чертежей деталей, выданы необходимые технические задания на приобретение оборудования, оснастки и инструмента, – рассказывает Наталия Старикова, начальник технологического бюро цеха 02. – Кронштейн вспомогательных агрегатов является несущей конструкцией, поэтому должен отвечать требованиям по механическим свойствам и по наличию допустимых раковин и пористости в отливке. 

В целях реализации задачи по выпуску кронштейнов, в конце прошлого и в начале этого года СОАТЭ провел специальный набор сотрудников. В цех 02 пришло более десятка новых специалистов, и непосредственно на рабочих местах, под руководством опытных наставников из числа мастеров и инженеров, они прошли обучение по управлению плавильными комплексами, станками с программным управлением.
– Совместно со специалистами отдела управления персоналом были разработаны обучающие материалы и рабочие инструкции для производства кронштейнов на новом оборудовании, – говорит Наталия Старикова. – И в настоящий момент качество кронштейнов удовлетворяет требованиям АвтоВА́За.

Сейчас СОАТЭ поставляет 100% этих кронштейнов на Lada Vesta – сколько сделают этих автомобилей, столько там будет стоять старооскольских кронштейнов. А сам проект производства кронштейна привода вспомогательных агрегатов двигателей весьма перспективен, поскольку ставится на базовую модель автомобиля АвтоВА́За. Сроки существования проекта до 2025 года. Хотя, например, есть ВАЗ-2108, чей двигатель эксплуатируется на протяжении более 35 лет в разных интерпретациях и модификациях, оставаясь в основе прежним.

Поэтому производство кронштейнов для СОАТЭ – освоение новой ниши в производстве автомобильных деталей и возможность участия в актуальных проектах предприятий автомобильной промышленности. И тогда пригодится опыт разработки и получения габаритных деталей, накопленный конструкторами и технологами завода, трудовым коллективом цеха 02. Тем более, что сейчас в рассмотрении находится еще несколько проектов по деталям для АвтоВА́За, и для реализации которых очень пригодится установленное в цехе новое оборудование. 
– Проект перспективен, потому что идет на основные модели автомобилей АвтоВА́За, – уверен Владимир Томилин. – Помимо Lada Vesta, это еще Lada X-Ray – в марте этого года альянс Renault-АвтоВА́З провел аудит кронштейна привода вспомогательных агрегатов для двигателя этого автомобиля и одобрил его в серийное производство. К тому же, мы уже сейчас работаем над двумя следующими кронштейнами, которые придут на смену тем, которые СОАТЭ изготавливает. При переходе на новую модель двигателя, АвтоВА́З перейдет и на новые модели кронштейнов. Планируется, что этот переход будет осуществлен к 2025 году.

Трудно переоценить значение серийного производства кронштейнов привода вспомогательных агрегатов на СОАТЭ. Помимо того, что завод представлен на АвтоВА́Зе рядом изделий, например, звуковыми сигналами и катушками зажигания, кронштейн – новое изделие литья под давлением, поступающее непосредственно на конвейер. Но новые изделия не вытесняют когда-то освоенные детали, которые поступают сейчас больше для рынка, магазинов запасных частей как запчасти для классических автомобилей. 

Таким образом, реализованный проект кронштейнов для АвтоВАЗа, – это наглядная и убедительная демонстрация значительного инженерного и производственного потенциала завода, представление СОАТЭ как достойного производителя и поставщика именно на конвейер автомобильной промышленности. Изготовление кронштейнов не мешает выпуску других изделий, идет параллельно освоенным деталям и добавляет объемов производства всему заводу. Через освоение модельной линейки кронштейнов завод входит в новый период развития производства. В перспективе получая возможность разработки дополнительных пакетов подобных или других проектов не только на АвтоВА́Зе, но и на других предприятиях автопрома.

21.09.2021 10:56
.